Пятница
26.04.2024
19:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Детский сад №42"ИМОСК с. Московское
Главная Регистрация Вход
Страничка старшего воспитателя »
Меню сайта

Независимая оценка

Региональный пор.

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страничка старшего воспитателя

Пропаганда передового опыта  МКДОУ   «Детский сад №42» ИГОСК «Здоровьесохраняющие технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения»

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

Мишель де Монтень.

В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидумом и медицинскими работниками. Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую зависит благополучие любого общества. Если на сегодняшний день у 80% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, к моменту окончания школы их число увеличивается до 90 и более % ( по сведениям РАМН), то соответственно под угрозой оказывается всё взрослое население общества, поскольку ослабление здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии угрожает здоровью последующих поколений.

Наш  МКДОУ  «Детский сад №42» ИГОСК осуществляет всестороннее воспитание и обучение детей с приоритетным направлением физического развития.  Для реализации задач по оздоровлению детей в ДОУ проводиться разноплановая работа по физическому воспитанию. Базовой целью нашего дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Наше детский сад , чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, работает в данном направлении, выстраивая с каждым годом необходимую планомерную целенаправленную работу, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

На основе теоретических и практических разработок различных авторов, занимающихся проблемой использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования, деятельность нашего дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья содержит 7 основных направлений:

1). Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание педагогического охранительного режима жизнедеятельности детей.

2). Организация питания детей.

3). Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в ДОУ.

4). Организация лечебно-профилактической работы.

5). Организация физкультурно-оздоровительной работы.

6). Создание предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды пребывания ребёнка в ДОУ.

7). Формирование у детей осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью.

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируется известными нормативными документами (СанПиН, письмо Минобразования "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”) и реализуется в нескольких аспектах. Прежде всего – это организация режима пребывания ребёнка в дошкольном учреждении с обязательным учётом особенностей физической и умственной работоспособности ребёнка в течение недели и дня, эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня, необходимости удовлетворения потребности ребёнка в двигательной активности, отдыхе. В соответствии с этими критериями составляется сетка видов деятельности детей. При составлении сетки учитываются требования к общей длительности организованных видов деятельности, к распределению нагрузки в течение дня и в течение недели, к достаточной продолжительности пребывания детей на свежем воздухе, к смене видов деятельности в течение дня.

Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствует также функционирование в ДОУ разветвлённой системы специальных зон: уголок изобретателя, творческий уголок, игротека, зона  социально-бытовой ориентации "Хозяюшка”, театральная гостиная,  уголок  физкультуры, зона уединения.  Смена видов деятельности и переход из одной зоны или уголка  в другой не только обеспечивают необходимую физическую активность отдельным группам мышц, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.

Организация питания.

Организацию питания в нашем дошкольном учреждении мы рассматриваем в нескольких аспектах:

1 – санитарно-гигиенический компонент связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением, выдачей, соблюдением требований к мытью посуды и пищеблока.

2 – нормативный компонент подразумевает выполнение ежемесячных номинальных норм питания в соответствии с нормами выхода готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.

Подробнее остановимся на 3-м – оздоровительном компоненте. В условиях нашего МКДОУ   «Детский сад №42» ИГОСК он предусматривает усиленный режим питания детей (дополнительное питание в виде фруктов и соков).

Не менее важным является также 4-й – психологический компонент, который связан с созданием комфортных условий приёма пищи. Комфортность условий приёма пищи в обеспечивается графиком получения и приёма пищи для разных возрастных групп. В группе во время приём пищи, создается уютная атмосфера, правильно и четко сервированный стол – помогает детям получить элементарные навыки этикета. Однако, не следует думать, что процесс приёма пищи – это процесс обучения хорошим манерам. В каждом случае к каждому конкретному ребёнку мы подходим индивидуально: если малыш не справляется с салатом с помощью вилки, он может доесть его ложкой. Вопросам этикета во время приёма пищи, несомненно, уделяется достаточное внимание, но решаются они благодаря окружению: культуре еды взрослых, их культуре общения, доброжелательности, готовности помочь в любой момент.

Беседа с детьми во время еды – вот ещё один немаловажный аспект организации питания в ДОУ. Содержание бесед, как правило, носит познавательный характер: взрослые рассказывают детям о продуктах, из которых приготовлен обед (завтрак или ужин), о пользе определённых продуктов для организма, о правилах рационального питания. Дети после еды, по собственному желанию подключаются к беседе, высказывая своё мнение и впечатления по данной теме.

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в ДОУ.

Цель данного направления в деятельности дошкольного учреждения – не допускать возникновения у детей разного рода психоэмоционального напряжения, каких-либо стрессовых ситуаций, которые могут вызвать психологический дискомфорт у ребёнка.

Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики. В нашем детском саду эта проблема решается в комплексе всеми педагогами  дошкольного учреждения.

А комплексная работа с семьями, включающая ознакомление родителей с особенностями развития малыша, повышение уровня их педагогической и психологической компетенции, целенаправленное обучение продуктивным способам взаимодействия со своим ребёнком, формирует адекватное восприятие ребёнка таким, какой он есть, гармонизирует отношения с ним, что в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие малыша не только в стенах дошкольного учреждения, но и в семье.

В свою очередь сотрудники ДОУ пристально следят за состоянием каждого ребёнка, на элементарном уровне диагностируют признаки психоэмоционального напряжения (по изменениям настроения, эмоциональным и соматическим проявлениям) и своевременно устраняют причины стрессовых ситуаций и их последствия.

Организация лечебно-профилактической работы в ДОУ.

Данное направление предполагает комплекс мероприятий с целью укрепления здоровья ребёнка, повышения способности его организма противостоять различного рода воздействиям, а также реабилитации детей после перенесённых заболеваний.

Работа в нашем ДОУ проводится по с учетом анализа заболеваемости детей за несколько предыдущих лет, а также оценку состояния здоровья развития воспитанников ДОУ текущего учебного года. Направления работы включают:

·         профилактическую работу:

ü  по профилактике гриппа и простудных заболеваний

ü  по профилактике отклонений в физическом развитии (в том числе нарушений осанки)

·         общеоздоровительную работу

·         санитарно-просветительскую работу: с коллективом, с родителями, с детьми.

Анализ заболеваемости предыдущих лет не только позволяет определить основные направления оздоровительной работы на текущий учебный год, выбрать адекватные средства оздоровления, но и оценить её эффективность в целом и при необходимости сделать корректировку.

Особенность профилактической работы заключается в том, что она планируется и проводится задолго до пика заболеваемости, и основной её целью является именно снижение количества заболеваний в "опасные” периоды, сокращение длительности болезненных состояний и их последующих восстановительных периодов. На этом этапе, в нашем детском саду проводится ряд организационно-педагогических и общеукрепляющих мероприятий. В частности, усиливается работа по проведению закаливающих процедур, обучение детей приёмам промывания носа, 5-тидневный курс полоскания горла солёной водой, самомассаж биологически активных точек на лице и теле, что позволяет снизить риск заболевания детей, а также формирует навыки, которые могут пригодиться ребёнку, если он всё-таки заболеет.

Второй момент, на который необходимо обратить внимание – это профилактика отклонений в физическом развитии. Профилактическая работа по этому направлению включает систему мер, направленных на предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сколиоза и на укрепление мышечного каркаса  детей. В условиях МКДОУ ИМРСК «Детский сад №42» в этом плане прослеживается тесная связь педагогов (воспитателей) с медицинским персоналом (в частности, с участковым врачом-педиатром). Наряду с профилактической работой в дошкольном учреждении осуществляется система общеоздоровительных мероприятий, которая включает:

·         формирование культурно-гигиенических навыков

·         систему закаливающих мероприятий

·         витаминизацию блюд

·         фито- и ароматерапию

·         оптимизацию двигательной деятельности детей

Рассматривая данный аспект работы ДОУ, отдельно остановимся на организации и проведении закаливания. В нашем ДОУ виды и формы закаливания индивидуальны для каждой из 6-ти групп детского сада, подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Система закаливания разработана таким образом, что в результате ребёнок переходит от щадящих процедур к более жёстким при постепенном расширении зоны воздействия и увеличении времени воздействия. К примеру, дети постепенно переходят от босоножия в младших группах к ходьбе по мокрым дорожкам в средних и к контрастным ваннам в старших, от игр с водой к умыванию рук до локтя, затем к обширному умыванию рук и груди и далее к растиранию мокрым полотенцем, от смены температурного режима во время сна – до сна без маек с доступом свежего воздуха, от полоскания полости рта – до полоскания горла солёной водой  и т.д.

Работа по санитарному просвещению  родителей  организуется на основе диагностического среза, который даёт представление не только о состоянии здоровья и психофизиологических особенностях ребёнка, но и о здоровье и образе жизни его родителей, их отношении к сохранению и укреплению здоровья своего ребёнка, вредных привычках и наследственной предрасположенности и т.д. Это позволяет сгруппировать родителей по проблемам и соответственно спланировать работу с ними по санитарно-гигиеническому просвещению (например, группы родителей детей, имеющих избыточный/недостаточный вес, детей с ослабленным соматическим здоровьем, детей-аллергиков и др.). В этом случае помощь родителям становится адресной, а, значит, более полезной для них и более эффективной.

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Сегодня физиологи и медики всё чаще говорят о гиподинамии. Многие понимают этот термин упрощённо – как недостаток движения. Но на самом деле проблема намного серьёзнее. Гиподинамия – своеобразная болезнь, подразумевающая нарушения функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.) при ограничении двигательной активности. Таким образом, одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы МКДОУ ИМРСК  «Детский сад №42» – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения к физическим упражнениям.

Создание предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды пребывания ребёнка в ДОУ.

 В группах детского сада, помимо традиционных физкультурных зон, отдельно выделены так называемые "Уголки Здоровья”, где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры и пособия по разделу "Здоровье”, массажёры, схемы проведения гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики и т.п.), которые дети могут использовать как с помощью взрослых, так и самостоятельно.

В уголках природы в группах сконцентрированы растения разной оздоровительной направленности.

Помимо чисто практической (оздоровительной) ценности, уголки природы имеют ещё и познавательную ценность. В группах старшего дошкольного возраста на каждое растение имеется экологический паспорт с указанием особенностей внешнего вида растения, его пользы для организма человека и правил ухода за ним.

Предметно-развивающая среда на территории ДОУ также организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Прежде всего на территории детского сада и на участках групп выделено единое пространство физического развития, которое объединяет зоны, в наибольшей степени стимулирующие двигательную активность детей: сюда включаются специально выделенные зоны моторных и спортивных игр на участках, специальные зоны для закаливания и профилактики плоскостопия (волшебные следы, летние плескательные бассейны, и т.д.

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей, в нашем дошкольном учреждении простроена система педагогической работы по формированию у дошкольника осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью.

Основной целью работы с детьми является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивация к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье, становление валеологической компетенции ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, а также оказание элементарной медицинской, психологической помощи.

Работая в данном направлении воспитатели не ограничиваются рамками образовательной деятельности, а включают ее во все режимные моменты. Кроме теоретических знаний дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приёмы физиологического и психологического расслабления, упражнения на профилактику плоскостопия и т.п. Эти практические приёмы закрепляются детьми на других занятиях, а также в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. Закрепить полученный детьми на занятиях материал, используя игровые и занимательные формы, можно также через организацию досуговых мероприятий: тематические праздники, развлечения. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений и длительных, утомительных тренировок.

Следует отметить тот факт, что работа с детьми не ограничивается учебным годом и не прекращается с наступлением летнего оздоровительного периода. Напротив, данная работа летом расширяется, поскольку именно в летний период созданы естественные природные условия для укрепления и сохранения здоровья детей. Поэтому в течение всех летних месяцев активно проводится работа по закаливанию (в процессе специально организованных закаливающих процедур, таких как босоножие, хождение по мокрой траве, обливание из брызгалок, а также игр с водой, солнечных и воздушных ванн).

Организация взаимодействия с родителями.

В центре работы по полноценному физиологическому и психологическому развитию и оздоровлению детей должны находиться и семья, и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребёнка. Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт особенностей и возможностей каждого из элементов этого сообщества.

В МКДОУ  «Детский сад №42»  ИГОСКсовместная работа с семьёй по сохранению и укреплению здоровья детей строится на следующих основных положениях:

1). Цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям и другим членам семьи, принимающим участие в воспитании ребёнка. Это положение реализуется через имеющиеся в каждой группе "Уголки здорового ребёнка”, где родители получают возможность познакомиться с основным содержанием, целями, задачами, методами и приёмами работы по разделу "Здоровье”.

2). Систематичность и планомерность в работе с родителями. Это положение подразумевает наличие чёткого плана работы с семьями воспитанников (а не набор отдельных мероприятий в течение учебного года) при использовании разнообразных взаимодополняющих форм как наглядных, так и практических.

3). Индивидуальный подход к каждой семье. Разрабатывается план работы с семьёй на основе выявленных особенностей, проблем, интересов и конкретных запросов семьи.

С этой целью в ДОУ используются как традиционные формы работы, такие как: информация в родительских уголках (в каждом родительском уголке есть папка с материалами на оздоровительную тематику) коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, тренинги, совместные праздники, досуги, развлечения и т.д., так и нетрадиционные мероприятия:  тематические дни (например, "День Здоровья”, посвящённый знакомству с работой по разделу "Здоровье, с непосредственным участием родителей); выпуск газеты для детей и родителей , где ежемесячно вниманию родителей предлагается подбор материала по тематике какого-либо из подразделов "Здоровья”. Редакционной коллегией данной газеты являются все педагоги

Организация работы с педагогами.

В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий. Основная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит педагогу. Ведь именно от профессионализма, грамотности, уровня знаний и умений, а также личностных качеств педагога напрямую зависит результат его взаимодействия с ребёнком. Заинтересованность в получении положительных результатов своей деятельности и владение практическими навыками оздоровительных технологий – также являются необходимыми условиями результативности внедрения  подходов охраны жизни и здоровья воспитанников  к построению общего образовательного процесса в дошкольном учреждении.

К числу первичных педагогических условий воспитания у детей осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью относится субъектная позиция педагога, которая позволяет ему постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность. Её формирование обеспечивает методическое сопровождение:  разработаны модель системы работы средней группы МКДОУ «Детский сад №42» ИГОСК по охране жизни и здоровья воспитанников и организации здоровьесберегающей среды, режим двигательной активности детей на неделю, перечень дидактических игр и упражнений по данному разделу и др., перспективно-тематические планы  на все возрастные группы, памятка по «Укреплению здоровья в семье»

Итак, мной  представлена система деятельности МКДОУ  «Детский сад №42» ИГОСК по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья  наших воспитанников. Опыт коллектива нашего ДОУ, могут эффективно использоваться в условиях любого дошкольного учреждения, дополняя и расширяя в зависимости от различных условий: изменяющихся требований, особенностей дошкольного учреждения и контингента детей, его посещающих.

 

 

Разработал:  старший воспитатель  МКДОУ  «Детский сад № 42» ИГОСК   Трегубенко М.С.

 

 

 

Вручение подарков

Участник конкурса

Все для победы

СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ

НАВИГАТОР

Меню на сегодня

Участник конкурса

Участник конкурса

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Конституция РФ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ д

Гос услуги

Block title

Друзья сайта

Поиск