Суббота
27.04.2024
01:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Детский сад №42"ИМОСК с. Московское
Главная Регистрация Вход
ДОКЛАД Тема: «Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнен »
Меню сайта

Независимая оценка

Региональный пор.

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ий сад № 42»

Муниципальное 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42» Изобильненский городской округ

Ставропольского края

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

Тема:

 

«Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр».

Для РМО инструкторов по физкультуре.

 

 

 

 

 

Подготовила

старший воспитатель

МКДОУ «Детский сад №42»ИГОСК

Трегубенко М.С.

 

 

 

с. Московское, 2018г.

«Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр».

Подготовила старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №42»ИГОСК

Трегубенко М.С.

 

1. В научно-методической литературе для развития мелкой моторики явное предпочтение отдается пальчиковой гимнастике, изобразительной, игровой, бытовой деятельности, которые прямо или опосредованно влияет на развитие тонкой моторики. При решении данной проблемы недостаточно используются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе спортивных игр.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, причем и на занятиях физкультурой в детском саду. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием, поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо разнообразить физические упражнения и занятия физкультурой.

Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.

2 Актуальность этой проблемы достаточно высока и физические упражнения по развитию пальцевой моторики всегда будут востребованы и детскими педагогами, психологами и родителями.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
3 Понимая важность
этой проблемы, мы поставили перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через игровую форму физических упражнений и подвижных игр.

В работе с детьми необходимо уделять большое внимание физическим упражнениям, способствующим развитию руки ребёнка. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, стараться все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой.

В упражнениях и играх применяем разнообразный спортивный инвентарь:

- мячи разного диаметра;

- обручи;

-кегли;

- ленты;

  • флажки;
  • султанчики;
  • кубики;
  • платочки;
  • скакалки;
  • гимнастические палки;

-массажные мячи, валики;

- веревки;

и т. д.

Физические упражнения, направленные на развитие руки ребёнка проводятся:

- во время утренней гимнастики;

-на физкультминутках;

-на занятиях физкультурой;

- во время подвижных игр на прогулках, и т.д.

Такие занятия позволяют развивать координацию движений всех звеньев рук и тренировать мелкие мышцы рук.

Задача наших педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Особое внимание в детском саду уделяем выработке у детей положительных эмоций. Часто физические упражнения проходят под музыкальное сопровождение с применением игрового метода. Роль игры в жизни дошкольника трудно переоценить. Яркие черты ритмического рисунка произвольно отражаются в движении и оформляются по преимуществу шагами, бегом, прыжками, гимнастическими и танцевальными движениями. При выполнении упражнений полезно учитывать положения рук, при которых КИСТЬ играет функцию двигательной регуляции. Именно подвижность кисти определяет гармоничное, размеренное движение рук, которое благотворно влияет на психику, нервную систему и все функции организма.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно.

Начинать надо с физических упражнений, которые доставят удовольствие.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Подтверждается связь тонкой моторики с развитием мозга.

В дошкольном возрасте преобладает выразительная, изобразительная моторика при использовании имитационно – игровых упражнений, поэтому необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Постепенно увеличивать координационную сложность;

- Формировать способность выполнять имитационно – игровые упражнения в меняющихся условиях;
- Использовать различный спортивный инвентарь в одном игровом упражнении;
- Развивать двигательные ощущения и восприятие;
- Учить преодолевать нерациональную мышечную направленность, актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты;
- Изменять способы выполнения действия, исходные положения, инвентарь.

Выполнение этих правил поможет предупредить утомление, улучшить координацию и регуляцию мышечных усилий, активизировать функции различных анализаторов и в перспективе успешно решить задачу своевременного развития общей и тонкой моторики.

Общая физическая нагрузка по длительности и интенсивности должна быть распределена в течение всего дня. При этом учитывается типичное состояние для большинства детей утром, днем, вечером. При правильном распределении нагрузок создается возможность посредством движений «сбрасывать» накопившиеся эмоции. Кроме того, мини – физкультурные занятия являются хорошим средством приобретения навыков организованного поведения, столь необходимых детям.

  • занятия должны увеличивать психомоторное развитие детей как основу произвольной регуляции движений. В их содержание должны ежедневно включаться специальные упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику, автоматизмы движений рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы. Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения.
  • особенности физиологического и психического развития детей, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам, психологам приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация физического воспитания (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Это обязывает воспитателя уметь определить ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективность используемых методик. Поэтому при оценке физической подго­товленности детей старшего дошкольного возраста считаем целесообразным, наряду с оценкой качественных и количествен­ных показателей развития общей мотори­ки, использовать диагностические методи­ки, позволяющие объективно оценить разви­тие тонкомоторных действий ребенка. Эти наблюдения за детьми позволяют получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающей работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником.

При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учиты­вать и то, что развитие двигательной сфе­ры вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психичес­кого развития ребенка.

Игры с участием рук и паль­цев приводят в гармоничное взаимодейст­вие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, под­тверждают связь тонкой моторики с разви­тием мозга.

Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправлен­ность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных резуль­татов в развитии тонкой моторики и руч­ной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопря­жённо с развитием общей моторики. При­мером могут служить общеразвивающие упражнения типа:

«Передай мяч, гимнастическую палку и т.д.» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).

«Положи-возьми мяч, кубик» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).

«Измерь гимнастическую палку» (хватательны­ми движениями, плотно приставляя ла­донь к ладони).

«Барабан» (наклониться к кубику, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).

Их можно использовать в комплек­сах утренней гимнастики и гимнастики по­сле сна. Итак, общеразвивающие упражне­ния с мячами, кубиками, гимнастической палкой - эф­фективное средство развития тонкой моторики, поскольку именно предметно- манипулятивная деятельность лежит в ос­нове развития двигательных функций рук. Подвижные игры и имитационно-игро­вые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках, а также в самостоятельной дви­гательной деятельности.

 

Игры и имитационно-игровые упражнения для развития тонкомоторных действий.

  1. «Забей мячик в ворота!» (щелчком за­гнать мячик для пинг-понга в ворота).
  2. «Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).
  3. «Брось мячик в вертикальную или го­ризонтальную мишень!».
  4. «Чье звено скорее передаст, гимнастическую палку, мяч и т.д?».
  5. «Почекань мячик ракеткой!» (чере­дование правой и левой руки, вращение кистью).
  6. «Кто скорее измерит?» (пере­хватами рук измерить гимнастическую палку).
  7. «Подбрось-поймай!» (уронить массажный мяч на пол и поймать его после от­скока).
  8. «Меткие стрелки». И.п. - сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч. Щелчком передавать мячик для пинг-понга.
  9. «Кругосветное путешествие» (вра­щение на 360 градусов мяча диаметром 20 см в разные стороны пальцами).

10. «Кулак, ребро, ладонь». И.п. - стоя или сидя. Рукой выпол­няются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук.

11. «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание массажного мячика или мячика для пинг –понга в ладонях).

Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамических часах.

Итак, двигательный опыт детей актуализируется в самостоятельной деятельности. Это способствует оптимизации объема двигательной активности детей, обеспечивает разносторонний характер ее содержания; при этом дети отдают предпочтение сложно координационным видам двигательных действий на основе игр с элементами спорта.

Благодаря занятиям по физической культуре, где много упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей наблюдается положительная динамика, что свидетельствует о положительном влиянии тренировки мелкой моторики на общее физическое развитие детей.

Опубликовано 31.05.2018 г.

Вручение подарков

Участник конкурса

Все для победы

СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ

НАВИГАТОР

Меню на сегодня

Участник конкурса

Участник конкурса

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Конституция РФ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ д

Гос услуги

Block title

Друзья сайта

Поиск