Оздоровительные упражнения
после сна.
Младшая группа.
Воспитатель Кушнарева Г.А.
Январь.
Закаливающее дыхание.
«Поиграем с носиком».
1.Организационный
момент. «Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2.Основная часть.
Игровые упражнения с носиком.
а) «Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок (салфетку) и тщательно
очищает свой нос самостоятельно.
б) «Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не
мешал гулять и хорошо дышать носу.
в) «Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая
большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
г) «Носик нюхает».
Ребенок выполняет 10 вдохов- выдохов через правую и левую
ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
д) «Носик поет песенку».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям
носа и поет «Ба-бо-бу».
е) «Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и
выполняет ими движения к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом
делается как бы растирание.
3.Заключительный этап.
«Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и показывают взрослому, что их носики
вернулись.
Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди
И его мне покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик- баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду,
И поет нос : «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой
Возвращается домой.
Февраль.
Массаж рук.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует
прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и
физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга,
тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками».
1.Подготовительный
этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2.Основная часть.
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем-
растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их
друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к
груди.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3.Заключительный этап.
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Эй, ребята, все ко мне,
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я «помою»
Пальчик в пальчик ч вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Март.
Массаж волшебных точек ушек.
Этот вид закаливания основан на стимуляции
биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных
рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для
улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных
заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется
проводить 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками».
1.Организационный
момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в
круг.
2.Основная
часть.
а) «Найдем и покажем ушки».
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.
б) «Похлопаем ушками».
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед
сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к
голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощущать хлопок.
в) «Потянем ушки».
Малыш захватывает кончиками большого и указательного
пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, затем отпускает.
г) «Покрутим козелком».
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое
отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины.
Захватив таким образом, он сдавливает и поворачивает его во все стороны 20-30
секунд.
д) «Погреем ушки».
Ребенок прикладывает ладони к ушкам и тщательно трет
ими всю раковину.
3.Заключительный
момент.
Дети расслабляются и слушают тишину. Количество
повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это 7-8 раз,
для малышей 5-6 раз.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покружили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила тишина.
Апрель.
Закаливающий массаж подошв.
Как эффективный вид закаливания рекомендуется для
детей среднего и старшего дошкольного возраста, но как подготовительный этап
можно использовать в младшем возрасте. Массаж стоп делается ежедневно.
«Поиграем с ножками».
1.Подготовительный
этап.
а)Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или
растительным маслом (1-2 капли на ладошку)
2.Основная
часть.
А)Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных
пальцев, обхватив лодыжку и зафиксировав стопу. Другой погладить стопу от
пальцев до щиколотки.
Б)Сделать разминание стопы всеми пальцами.
В)Погладить стопу граблеобразным движением руки по
направлению к пальцам.
Г)Похлопать подошву ладонью.
Д)Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
Е)Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая
на нее.
Ж)Растереть подушечкой большого пальца руки
закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3.Заключительный
этап.
А)Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
Б)Посидеть спокойно, расслабившись.
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали,
Сядем все мы отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо.
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья,нужна
Это помни ты всегда.
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони.
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз- сгибай, два- выпрямляй
Ну, активнее давай.
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай,
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все : «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Май.
Обширное умывание.
«Умывайка»
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» - то же с левой.
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков
пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» - то же правой руки.
«Пять» - мокрые ладоши кладет сзади на шею и ведет
одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговые
движения по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба и подбородку.
«Восемь»- ополаскивает руки.
«Девять» - отжимает их.
«Десять» - вытирает насухо.
1-
Обмоем кисть
руки,
2-
С другою повтори.
3-
До локтя
намочили,
4-
С другою
повторили.
5-
По шее провели.
6-
Слили по груди.
7-
Лицо свое обмоем
8-
С рук усталость
смоем.
9-
Воду отжимай,
10- Сухо вытирай.
«Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с
ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким
колебаниям температуры и переохлаждению. Проводится в любое время дня.
Желательно начинать в теплый период года.
группа |
Виды ходьбы и
дозировка |
||||
Теплый период |
время |
Холодный период |
время |
||
Ранний возраст |
Ходьба и бег по
одеялу и полу навеса |
5 - 30 мин |
Ходьба и бег по
ковру в носках |
5 – 30 мин |
|
Младшая гр. |
Ходьба и бег по
теплому песку, траве |
5 – 45 мин |
Ходьба по ковру
босиком |
5 – 30 мин |
|
Средняя гр. |
Ходьба и бег по
сухому и мокрому песку, траве, асфальту |
5 – 60 мин |
Ходьба босиком по
ковру и в носках по полу.Бег босиком по полу |
5 – 30 мин |
|
Старшая гр. |
Ходьба и бег по
земле, воде, асфальту |
5 -90 мин |
Ходьба и бег
босиком по полу |
5 -30 мин |
|
Подготовительная гр. |
Ходьба и бег по различным видам почвы,
покрытиям земли |
От 5 мин и неог – раничено |
Свободный бег и ходьба в группе |
5 -30 мин |
|