МКДОУ ИМРСК «Детский сад № 42».
Конспект открытого занятия в средней группе для районного методического объединения
«Знакомств с русско избой».
Провела: воспитатель высшей
квалификационной категории
Кушнарева Г.А.
Дата проведения: 03.06.2015г.
с.Московское, 2015г.
Цель: - познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость! Прошу в избу, будьте как дома. Ребята, посмотрите в каком необычном наряде я вас встречаю. Это русская народная одежда. На мне сарафан, он украшен красивыми узорами. На мне белая кофточка, рукава ее тоже украшены красивой вышивкой. Ребята, в давние времена в избе не было шифаньеров, шкафов, а куда же люди складывали свою одежду? (в сундук). Дети, а где у меня в избе сундук? Давайте его откроем, посмотрим, что там есть и наденем на себя одежду. (дети надевают вещи из сундука).
- А теперь проходите, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, так же как и в наше время у каждого человека был свой дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку дом? (ответы детей). В давние времена люди говорили: «В гостях хорошо, а дома лучше».
- А из чего люди могли построить дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки».(лиственница)
- А вы знаете, ребята, почему дома строили из лиственницы? Потому что когда лиственница намокала, она становилась еще крепче и прочнее, почти как камень. И дом такой будет стоять долго и прочно.
- Дети, а как вы думаете, что в избе было главным? Послушайте загадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает». (печь).
Печь – это сердце избы. Печь кормила семью, согревала, на ней даже спали маленькие детки и старики. Как встанет утром хозяйка, первым делом растапливает печь. Печка – деревенская кормилица.
- А чем же печь могла накормить людей? (ответы детей).
Между печкой и стеной было место, которое называлось «бабий кут». Это угол, который отделяли от остального места в избе цветной занавеской.
- Как вы думаете, где у меня в избе может быть «бабий кут»?
Хозяйничала в кутке хозяюшка: варила еду, стирала, вязала. Здесь же находилась люлька, подвешенная за крюк к потолку. В ней спал самый маленький малыш.
Но жили в избе не только люди. Были там жильцы – кто родом из леса, кто с поля, кто из земли. Ребята, вы хотите узнать какие предметы находились в русской избе? Тогда я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывайте.
«Выпускает жаркий пар,
Древний чайник …(самовар)
- Дети, где у меня здесь самовар?
Вечерами вся крестьянская семья собиралась у самовара, пили чай с медом, с вареньем, с пирогами, да блинами. Самовар стал символом добра, уюта и покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито).
Найдите здесь сито. Ситом сеяли муку, чтобы пироги были пышными и вкусными.
(дети пробуют сеять муку).
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка).
Зимними вечерами хозяйка на ней пряла нитки, а потом из них вязали разные теплые вещи. А что можно было связать ?(шапки, варежки, шарфы, кофты).
«Всех кормлю с охотою,
А сама без ротая». (ложка).
В крестьянской семье у каждого была своя ложка, ее вырезали из дерева. И даже в гости ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте мы с вами тоже поиграем на ложках и потанцуем под народную музыку.
(дети играют на ложках, танцуют под народную музыку).
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок).
- Где у меня здесь чугунок? Найдите. По весу чугунок тяжелый, так как сделан из чугуна, очень прочного металла. Он выдерживал любой огонь и не бился.
- Как же можно было достать чугунок из печки, ведь там горячо. Здесь нужен другой помощник. Слушайте загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет». (ухват).
(дети находят ухват, пробуют им достать чугунок из печки).
Но не только в чугунке варили еду. У него был друг – горшок. Попробуйте его найти.
(дети находят).
В горшке тоже варили и суп, и каши. В нем долго хранилось молоко и не пропадало. Горшки были большими и маленькими, высокими и низкими.
Практическая часть.
- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в художественную мастерскую и будем, как настоящие мастера-художники расписывать деревянные ложки. Проходите, рассаживайтесь. Посмотрите, как раскрашены эти ложки. Здесь есть и завитки, и ягодки, и листья. Посмотрите, как я украшу свою ложку (показ воспитателем, затем выполняют дети).
- Ребята, мы оставим наши ложки высыхать, а потом будем на них играть и танцевать под них.
- Ребята, а где вы были сегодня, как называется мой дом? (изба).
- А какие предметы вы здесь видели? (дети перечисляют).
Ну, гости дорогие, пришла пора прощаться, вам понравилось у меня в гостях? В следующий раз, когда вы придете ко мне, мы с вами попьем чаю из самовара, да на ложках наших поиграем. До свидания.
|